четверг, 13 мая 2021 г.

КОЛЬЦО ВОКРУГ ОБСКОГО МОРЯ. День первый: по правому берегу до Камня-на-Оби

Благодаря длинным майским выходным осуществились наконец планы проехаться вокруг Обского моря от Новосибирска до Камня-на-Оби по правому берегу, а обратно вернуться по левому через Караканский бор. Большей частью дорога нормальная, но есть труднопроходимые участки по пути на правобережье от Плотинной до Милованово. В этом посте расскажу про дорогу по левому берегу Оби. В первый день мы проехали 220 км.
Выехали из Академгородка утром 9 мая, перевалили на правый берег Оби по плотине Новосибирской ГЭС, а первой точкой, на которой было решено было остановиться, стал памятный крест на месте Ирменского сражения. Находится он на окраине села Новопичугово Ордынского района. От трассы есть сверток налево, указатель в принципе видно издалека. На гугл и яндекс картах это место не обозначено почему-то.
Примерно в этих местах в 1598 году отряды воеводы Андрея Воейкова разгромили войска хана Кучума, и это послужило причиной окончательного присоединения Западной Сибири в состав Русского государства. Почему примерно - потому что на самом деле место Ирменского сражения скрыто сейчас водой Обского моря.
Сейчас воды в водохранилище мало, виднеется кромка только далеко на горизонте. Но летом вся эта территория будет под водой.
Интересно, что Ирменское сражение является единственным сражением на территории Новосибирской области, за исключением событий Гражданской войны. Такая вот миролюбивая область у нас))
Едем дальше. У впадения реки Шарап в Обское море находится "Заволокинская деревня", построенная в память о композиторе и авторе программы "Играй, гармонь" Геннадии Заволокине.
На этом участке трассы в 2001 году он погиб в автокатастрофе. Сначала была построена часовня, потом небольшой музей, и еще много интересного.
Вроде бы и мемориальное место, но никаких печальных мыслей не вызывает, в нем приятно находиться, посидеть рядом с памятником музыканту.
Здесь проходят музыкальные фестивали под открытым небом. А еще в этой "деревне" есть русская печь, огромная металлическая гармонь, памятник топору и даже древоцикл - мотоцикл с коляской из дерева.

В районном центре перекусываем недорогими и вкусными бургерами в кафе "Жарь" и едем дальше, до паромной переправы в Спирино. Дело в том, что мы хотим посмотреть Чингисскую церковь с воды, а это удобнее всего сделать с парома. Можно было бы, конечно, на машине сразу переправиться на пароме до Чингиса, но тогда у нас не получилось бы большое кольцо вокруг Обского моря. Потому оставляем машину у переправы, сами садимся на паром. Билет для пассажира без машины стоит 20 рублей.

Здесь ходит два парома, между собой конкурирующие. Один называется "Барабинск", он государственный. Второй - частный, называется "Стремительный". Швартуются они в десятке метров друг от друга. Билетерша на государственном пароме на наш вопрос о том, как часто ходит второй паром, сказала, что ничего о них не знает. Понятное дело, что знает - они ж рядом ходят, по одному фарватеру. Нам как пассажирам такая ситуация выгодна, потому что не надо долго ждать парома, какой-нибудь из двух всегда будет в ближайшее время.

Ну вот ради такого вида мы и едем на пароме на левый берег Оби в село Чингис. Село с привлекательным для бурятского уха названием имеет давнюю историю, тоже связанную с ханом Кучумом. Просто раньше на этом месте была ставка татского князя Тарлавы - своенравного правителя сибирских татар. Официально история самого села Чингис отсчитывается с 1630 года, но места были заселены гораздо раньше.
Причаливаем.
Село Чингис делится на две части, островную и материковую. Церковь Петра и Павла, или как ее называют, Чингисский храм, находится на острове, и от паромной переправы идти пешком не больше десяти минут. Сама церковь была построена еще в начале 19 века, но в середине прошлого века там было зернохранилище, потом случился пожар, и остался только фундамент и остатки стен. Новому зданию храма чуть больше 20 лет. Эта церковь уникальна тем, что стены её расписаны не красками, а местной цветной глиной - но мы это увидеть не смогли, потому как не попали внутрь, церковь закрыта.
А вот так выглядит второй паром, который частный. Проезд стоит так же 20 рублей. На тот берег "Стремительный" идет 15 минут.
На правом берегу есть еще одно интересное место рядом с паромной переправой - старинная печь для обжига извести. Она была построена еще в 19 века, но ни разу не была использована по назначению. Называют ее "спиринской печью" по ближайшему селу, но расстояние до него все-таки значительное. Дело в том, что процесс обжига извести токсичен, потому печь стоит в лесу на удалении от Спирино. За эти сто лет с печью ничего не случилось, она как стоит в лесу так и стоит)) Какие-то очень толковые каменщики построили ее.

Сама печь находится на высоком берегу, с которого можно еще раз полюбоваться Обским морем.
После Спирино немного меняется ландшафт, мы въезжаем в очередной ленточный бор - Бурлинский. И тут же граница между Новосибирской областью и Алтайским краем. мы въезжаем в Крутихинский район. Первое село - Масляха, там есть рыбный рынок, можно купить прям с уличных прилавков.
Въезжаем в Камень-на-Оби. Это небольшой город, население его 40 тысяч человек. Раньше он назывался просто Камень, а в 1933 году к названию добавилось еще два слова. Город старинный, поселение Камень основано еще в 1751 году, но памятников, исторических зданий немного, и они как-то все перемешаны с новоделами. Вот старинное деревянное здание в начале улицы Ленина (бывшая Главная), справа от него - деревянная церковь Антония Печерского, а на заднем плане Богоявленский монастырь.
А вот особняк купца Хомутова, он рядом с храмом. Красивый кирпичный дом, фасад украшен орнаментом из белого кирпича. В путеводителях написано, что "здание выполнено в формах эклектики с использованием элементов классицизма".
Это выход на набережную Оби, на переднем плане - главная городская гостиница, а слева от нее памятник "50 лет Советской власти".
Отсюда начинается набережная Оби. Для такого небольшого города красивая и обустроенная набережная, кстати.
Вот еще одно красивое городское здание - дом купца Пудовкина. Опять же, согласно путеводителю: "в его архитектуре присутствуют элементы модерна начала 20 века". Мне особенно  балкончики второго этажа нравятся у таких домов.
Торговый дом "Винокуров и сыновья". Теперь в нем Каменский краеведческий музей. Заходить в него не стали, уже не было времени, да и судя по описанию на сайте, там самые значимые объекты это какие-то старинные монеты. Может, если буду как-нибудь подольше в этом городе, то схожу в музей.
А вот здание мне кажется самым красивым в городе. Ну по крайней мере, из тех, что мы успели увидеть. Сочетание белого и красного кирпича, кованый балкончик на втором этаже, а еще на самом верху какая-то красивая башенка тоже с балкончиком - вот бы туда залезть! - но для этого надо работать в Пенсионном фонде, который сейчас находится в бывшем особняке купца Зорина.
Паромов в Камне-на-Оби, как и в Спирино, оказалось два конкурирующих между собой. Один находится в конце улицы Ленина, а один - в начале. Мы приехали сначала на первый, так называемый "Большой паром", но там пришлось бы ждать 50 минут до отправления. Спрашиваю есть ли второй паром и откуда он отправляется, в ответ паромщик мне без обиняков говорит, что это его конкурент и он не выдаст никакой информации о нем. Захожу в интернет, нахожу номер телефона второго парома, выясняем, что он отходит через 15 минут, что нам на руку.

С парома хорошо видно один из самых дорогих проектов РЖД последнего времени - это второй мостовой переход через Обь. Поезда по этому мосту идут в Барнаул из Омска и Москвы минуя Новосибирск. При этом ближайший автомобильный мост через Обь находится только в Барнауле, переправиться на тот берег на машине можно только по льду или на пароме.
250 рублей - легковая машина, 350 рублей - микроавтобус. Переправляться 15 минут, как раз хватило, чтобы включить на внешней колонке "День Победы" и "Прощание славянки". Праздник все же сегодня))
У нас был забронирован рыбачий домик в 3 км от станции Плотинная, на высоком берегу Оби. Называется "Избушка на опушке", стоит домик 2500 рублей, плюс баня 500 рублей за час.

Отдохнули с дороги, наелись шашлыков, попарились в бане, а вечером еще и в Элиас поиграли, где я проиграл, эх.
На утро следующего дня покатили обратно в Новосибирск уже по левому берегу, по дорогам гораздо худшего качества, но об этом будет следующий пост.