среда, 10 августа 2016 г.

БАРГУЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК: от истока Таркулика до истока Будармана и далее к устью Сосновки

24 июля 2016 года.

Перевал из бассейна Таркулика в бассейн Будармана снизу выглядит не таким высоким и неприступным, как перевал из Таламуша в Таркулик. На фотографии красной стрелкой показан нужный нам перевал, а вот если промахнуться и подняться чуть левее, то можно свалиться не к истоку Будармана, а к истокам Сосновки.

До собственно перевала дошли достаточно быстро - хотя и без тропы, но большей частью по лишайниковой тундре и осоковым лугам. Больше всего выматывают заросли стланика, а их по пути почти не было. Высота перевала - 1887 метров, это самая высокая точка, на которой мы побывали в этом маршруте. На самом перевале очень ветрено и открываются виды - с северной стороны на истоки Таркулика - как обычно на Баргузинском хребте, реки начинаются с ледникового озера.
Еще немного видов на бассейн Таркулика, с которым мы прощаемся.
А вот с южной стороны - уже бассейн Сосновки и ее притока Будармана. Нам нужно спуститься к этому озеру, с которого и начинается Бударман.
Подъем на этот перевал оказался гораздо легче, чем спуск. Спуск крутой и сыпучий.
Здесь на истоках Будармана, находится наша пятая площадка, на которой мы должны провести учеты сурков. Вадим сейчас этим и занимается. Обратите внимание. какой огромный валун находится на площадке! С одного ракурса он похож на инопланетный корбаль, а с другого - на громадную черепаху.
Сурки здесь есть. Есть и норы их,
И собственно, сами зверюги. Но снова их мало - всего две особи.
В жаркую солнечную погоду у черношапочных сурков любимое занятие - валяться на камнях и принимать солнечные ванны.
Вот так выглядит учетная площадка в истоках Бадурмана. В 1 километре до площадки мы разбили лагерь. Место для лагеря вроде хорошее - ровное, рядом дрова (стланик), но вот с водой проблема. Рядом находится небольшое озерцо, но вода в нем немного застоялась. Все-таки приняли решение разбить палатки в этом месте. У нас еще много продуктов, рассчитывали ведь на две недели как миниум, а из-за того, что на трех первых площадках не останавливались подолгу, продвигаемся быстрее. Но лучше таскать продукты, чем голодать. Хотя небольшая неприятность у нас уже случилась - на Таркулике случайно перепутали пакеты с сахаром и солью и смешали их вместе. Теперь у нас нет сахара... Сухое молоко кончилось два дня назад, так что пьем черный чай теперь.

25 июля 2016 года

На следующий день Вадим снова проводил учеты сурков, я снова пытался отловить большеухих полевок. Не попадаются никак, ее очень трудно отловить. Возможно, в следующий раз нужно подняться еще выше. Хотя сейчас мы и так работаем на высоте 1480 метров. Вот с кем проблем нет в этом году, так с это с пищухами. Знаю, что у даурской пищухи (степной вид) пик численности уже несколько лет подряд, а оказывается, и у северной пищухи (высокогорный вид) тоже подъем наблюдается.

Работы на этой площадке закончены и пора возвращаться в Давшу. Решили идти вниз по Бударману до его устья (он впадает в Сосновку), а потом по Сосновке спуститься до Южного кордона. На Южном кордоне будет лодка до Давши.

Таковы были планы, но мы еще не знали, что путь этот будет таким трудным. Добирались до Южного кордона мы три дня, хотя расстояние это всего чуть более 30 километров. Все-таки идти без тропы тяжеловато. Тропа по Бударману есть, но ей никто не пользуется уже как минимум лет двадцать (разве что Евгений Дарижапов раньше ходил раз в год на учеты сурков), и ее можно находить, только если хорошо знаешь, где она была. Так как мы все были впервые в этих местах, то большую часть дороги приходилось идти без тропы, часто продираясь через заросли стланика.
Ближе к вечеру, пройдя за день всего 8 километров и перейдя на левый берег Бадурмана, решили прямо на берегу реки остановиться переночевать. Реку переходили вброд, весь вечер сушились возле костра=)
У нас есть с собой не только тушенка, а вот такой пакетик сушеного монгольского мяса. Отличный вариант для дальних маршрутов, когда каждые 100 граммов имеют значение. Легкий вес и высокая энергоемкость. Жаль, в Бурятии пока не продается - по крайней мере, не видел в наших магазинах.
Вечером смогли выйти на связь по рации и выяснили, что тропа все-таки идет по правому берегу Бадурмана.

26 июля 2016 года

Переночевали, утром перешли на другой берег и снова начали спускаться вниз по течению. Тропа действительно иногда появлялась. Засечки, оставленные 20 лет назад, все еще видимы, но к сожалению, не всегда.
Задачей максимум у нас было выйти к вечеру к Южному кордону, а задачей минимум  - к первому зимовью на Сосновке. Фиг вам - не вышло! =(
Натолкнулись на старое бадурманское зимовье. Тоже уже полуразвалилось, но потолок целый.
В этом зимовье нас ждал супер-приятный сюрприз - мы нашли полную бутылку сахара! Судя по этикетке, эту миринду выпустили в 2002 году, то есть сахар лежит лет десять в зимовье. Кроме Дарижапова, этими тропами никто не ходил, потому спасибо Евгению Анатольевичу - после переходов так приятно пить сладкий чай.
После зимовья снова потеряли тропу, просто шли по навигатору. Вышли вот на такое небольшое озеро, где и сварили обед. На этом фото видно, как далее по Бударману начинается прошлогодняя гарь.
Дошли до этой гари - идти тяжело не только из-за того, что постоянно приходится перелезать через упавшие стволы деревьев, но и из-за поднимающейся в воздух золы и пепла. Перешли Бударман снова на левый берег. До места впадения Будармана в Сосновку оставалось совсем немного. Решили даже срезать, прошли через небольшой перевальчик напрямую к Сосновке. И тут нас ждал снова сюрприз, но на этот раз неприятный. Сосновка оказалась шире, полноводнее, стремительнее и глуюже, чем Бударман. На левом берегу ее находится первое Сосновское зимовье, идет тропа к Южному кордону - но перейти реку мы не могли.
Делали несколько попыток, но безуспешно - в середине реки течение становится настолько сильным, что устоять сложно, особенно, когда глубина ее почти по пояс. Падать в воду с рюкзаком и мочить все личные вещи совершенно не хотелось. Приняли решение ночевать снова на берегу реки и утром решить, что делать дальше - или пытаться перейти Сосновку ниже по течению, или идти без тропы по правому берегу до Байкала (11 километров). То есть мы даже не выполнили сегодня задачу минимум - не добрались до сосновского зимовья.

27 июля 2016 года

Утром был классный вид из палатки на бурливую Сосновку - мы остановились на галечниковой отмели буквально в мере от берега.

А противоположная дверь палатки открывается на наше костровище, возле которого сидят невыспавшиеся местные жители.
На этой же отмели гостем является медведь, судя по размерам лапы, - крупный зверь.
Собрали лагерь и тронулись в путь далее по правому берегу Сосновки в поисках более или менее подходящего брода. Брод нашли, Вадим даже почти не промок, а вот я даже рюкзак немного подмочил - на камне подскользнулся. Но цель была достигнута - мы на левом берегу! Здесь уже вообще все супер - есть и хорошее зимовье неподалеку, и хорошая тропа прямо до Байкала!

Через полчаса вышли на это зимовье. Оно является одним из самых посещаемых в заповеднике, через него проходят и зимние маршрутные учеты, и летние работы.
Записи в журнале посещений зимовья вызывают улыбку.
Например, "Ребята, берегите камуса - можно все съесть по лыжне".

Запись за декабрь 1995 года: "Отсутствие солярки на зимовье повлекло за собой дополнительные затраты для второй группы по учету следов. Материальные затраты составляют стоимость трех свечей из воска. Моральный ущерб, понесенный второй группой, оценивается в 2 миллиона рублей. В случае отказаа гр. Карпухина оплатить убытки второй группе, заявление будет рассматриваться в арбитражном суде".
А вот когда совсем делать нечего, то можно провести и статистический анализ посещений зимовья (согласно тем же записям в журнале) и даже нарисовать диаграмму=)
..и написать стихи..
Вот здесь мы сначала не поняли, тут очень тонкий юмор. Видимо, погода была совсем плохая, что инспектора вели "учет дождя на реву" и задерживали "солнечные лучи вручную".
А вот и наша запись.
Антиреклама ботинок Outventure/ Купил в прошлом году только, и они уже лопнули на второй сезон.
После стольких километров, пройденных без тропы, нам тропа в 11 километров от Сосновского зимовья до Южного кордона показалась скоростным шоссе=)  Дошли до кордона за 2,5 часа и вот она - снова цивилизация.
Я почему-то раньше думал, что экспедиция Доппельмайера в 1914 году начала работу в Давше, и там с самого начала и была центральная усадьба заповедника. Оказывается, нет - центральный кордон был здесь, в районе губы Сосновка, здесь все время жил Сватош и здесь был даже крпный поселок Кудалды. После поднятия уровня Байкала в 50-х годах центральную усадьбу было решено перенести в Давшу (все дома и другие строения были перенесены). Сейчас это просто Кордон "Южный".

На моторной лодке нас доставили в Давшу. Ура!
А вот прикрепляю карту нашего маршрута от истока Таркулика до Южного Кордона - 36 километров.