среда, 10 августа 2016 г.

БАРГУЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК: от истока Таламуша до истока Таркулика

22 июля 2016 года

Перевал из бассейна Таламуша в бассейн Таркулика выглядит устрашающе издалека. Идешь и думаешь, а как карабкаться-то на него? Перевал обозначен красной стрелкой на фотографии. Сам перевал у нас отнял около двух часов, есть опасные места с сыпучими камнями, когда приходилось подниматься очень осторожно.

Когда поднимаешься на сам перевал (1823 метра), не чувствуешь книжного выражения, что "всю усталость как рукой снимает от красоты увиденного". Нет, усталость все-таки присутствует, но ощущается еще чувство глубокого внутреннего удовлетоврения, когда смотришь на долину Таламуша  с одной стороны и на бассейн Таркулика  - с другой.
Вот с одного из таких озер и начинается река Правый Таркулик. Вниз по течению этой реки нам предстояло дойти до слияния с собственно Таркуликом, а потом еще до истока последнего.
Потому впереди было целых 11 километров - забегая вперед, скажу, что прошли мы их только за двое суток.

Спустились 6 км по Правому Таркулику (изрядно намучившись в стланике и кустарниковых зарослях - идти без тропы очень сложно). На месте слияния Правого Таркулика и Таркулика пообедали и начали искать тропу. Ананин был в этих местах много лет назад, и помнил, что где-то после слияния должно быть зимовье. Мы думали, что впереди как минимум три километра до него, но тут жизнь преподнесла приятный сюрприз - через несколько сотен метров после слияния мы вышли на это зимовье! В отличие от зимовий на Давше, здесь никто не ходит ни на зимние, ни на летние учеты. Оно полуразваленное уже, в одной стороны в крыше зияют дыры, но все-таки это зимовье. Остались здесь на ночевку.
Поставил здесь плашки, отловилось несколько красно-серых полевок, восточноазиатская мышь и бурозубка. Жизнь здесь кипит)

23 июля 2016 года

Утром следующего дня пошли вверх по течению Таркулика.
По пути увидели удирающего от нас медведя, первый мишка за все время этого маршрута, которого увидели собственными глазами. Хотя следы, фекалии, стоптанная трава и другие доказательства того, что мишки ходят рядом, мы встречаем постоянно.
До слияния Таркулика с его правым истоком было еще три километра.
Наконец, дошли до слияния, а потом вверх по течению правого истока дошли, наконец, до озера Длинное. Площадка по учету сурков находится в 1 км от этого озера, но лагерь мы разбили здесь.

Правый исток Таркулика бежит уже с места, где вплотную подходит Главный хребет Баргузинского хребта. А наш лагерь находился совсем недалеко от знаменитого Перевала Доппельмайера - короткого и удобного пути с Байкала в Курумкан. По этому перевалу шли раньше даже груженые обозы и почтовые грузы. Назван перевал в честь основателя Баргузинского заповедника Георгия Георгиевича Доппельмайера.
Собственно учетная площадка по суркам находится по берегам этого озера, находящегося в каре горного хребта на высоте 1570 метров.
Здесь тоже хорошие условия для жизни сурков, и здесь наконец-то мы и обнаружили их. Правда, всего две особи, но это лучше, чем ничего.
А еще здесь увидели медведицы с медвежонком. Они шли по краю каменистой осыпи и особо нас не боялись.
Здесь работаем два дня. Я ставлю ловушки на скальных полевок, Вадим учитывает сурков, Коля - птиц альпийского и подгольцового поясов. Александр Афанасьевич, показав нам площадку на правом истоке Таркулика, на следующее утро пошел обратно в сторону Давши. За два или три дня должен добраться.