понедельник, 30 мая 2016 г.

ТУР ВЫХОДНОГО ДНЯ: БЕЛОВСКИЙ ВОДОПАД (Искитимский район Новосибирской области)

Беловский водопад - еще один памятник природы, находящийся в Новосибирской области. Это красивый водопад на реке Выдриха, находится сравнительно недалеко от Новосибирска и уникален тем, что находится на равнинной реке.

Образовался он искусственным путем - проводились горные работы, остался котлован, и в какой-то момент река "прорубила" одну стену и начала литься вниз с высоты трех метров.

Компанию составила Даша, с которой мы строили тропу на проект ББТ "Звезды Балан-Тамура"  в Джергинском заповеднике в 2014 году, и Олег - земляк и друг, работает в Институте химической биологии и фундаментальной медицины. Чтобы добраться до Беловского водопада, нужно сначала попасть в Искитим (автобусом или электричкой), а оттуда ходят два-три раза в день автобусы в Белово и в следующую деревню - Девкино. Билет Новосибирск - Искитим - 130 рублей, полтора часа езды, Искитим - Белово - 50 рублей, около 50 минут пути.

Нужно иметь в виду, что автобусы из Новосибирска останавливаются в Искитиме на автовокзале, который на трассе находится, а районные автобусы отправляются от железнодорожной станции, которая достаточно далеко, нужно ехать или на маршрутке, или на такси.

Старый добрый "пазик" привез нас в Белово. Возле магазина к нам подъезжает паренек, спрашивает: "Вы туристы?" и получив утвердительный ответ, говорит, что съездит с нами до водопада, покажет дорогу. Представился Тимоном - полное имя Тимофей, но все в деревне, и друзья, и взрослые мужики зовут его именно Тимоном - мы сами были свидетелями этого.

На водопад можно попасть двумя дорогами - или проехав все село и на выезде из него повернуть налево, или из центра села сразу топать по менее наезженной дороге. Мы пошли по второму варианту, тем более у нас был местный "гид". Вот он на велосипеде рядом с мостом через Выдриху.
Тимон сказал, что эта река называется Мостовая, и это не та же самая река, на которой водопад. Сейчас проверил на карте - все-таки это все та же Выдриха, только значительно больше разлившаяся.
Благодаря нашему новому другу мы узнали очень многое о жизни деревеньки Белово. О том, что половина мужского населения деревни - это наркоманы;
что 11 класс в этом году закончило два человека, один из них наркоман, а второй нормальный парень;
что кулак у папы Тимона больше чем два кулака Олега, и что все в деревне боятся его бати;
что с приезжими из Девкино (почему их называют не "девкинскими", а "девчатскими") они не дерутся, а дерутся с "линевскими" (поселок ближе к Искитиму);
что его мама работает на птицефабрике в Искитиме, и у всех работниц птицефабрики шрамы на животе от клювов  - птицы обороняются, когда их ловят;
что батя каждый раз хорошенько поддает, когда Тимон приносит из школы хорошую оценку, а когда пьяный, то он дает сыну покататься на их "шестерке".

Особенно Тимон воодушевился, когда рассказывал, как он был за рулем на трассе Белово - Линево, ехал на скорости 100 км/ч, на заднем сиденье выпивали его батя и дядя, их закономерно остановили "мусора" и как батя раскидал их всех за несколько минут. Я уверен, что он многое добавил в этой истории от себя, преувеличил, но трудно уложить в голове сам факт, что ученик 4 класса едет на оживленной трассе с пьяными мужиками в салоне.

По пути проходили мимо Беловского совхоза. Снова от Тимона мы узнали, что совхоз держит коней, коров, есть поля, но большая часть зданий все-таки в разрушенном виде.

По пути видели много таких растений, не могу определить вид, надо у наших ботаников спросить.
Вот так вот болтая, мы шли проселочной дороге до водопада. Расстояние всего три километра. Здесь на космоснимке видно, как широко разливается река Выдриха после плотины.
Еще несколько метров - и мы у цели!

Вот он, собственно. Беловский водопад на реке Выдриха. Образует два потока. Не особо шумный, не такой уж высокий, но тем не менее, это настоящий водопад.
На другом берегу Выдриха образует широкий затон, там водится много рыбы, и соответственно на берегу стоят машины и палатки - рыбаки и просто отдыхающие. Мы тоже на этом берегу решили устроить перекус.
Вот как выглядит река Выдриха до водопада.
Немного не понял, как именно река пробила стену котлована.

Мы открыли купальный сезон 28 мая в этом году=) Вода теплая, приятная. Особые смелчаки ныряют с вершины водопада - глубина там позволяет это делать без опаски расшибить голову о каменистое дно.
Так же достаточно быстро дошли обратно до села Белово, автобус в Искитим должен был быть только через час, мы решили его не ждать, а заказали такси по телефону и за 380 рублей нас довезли до железнодорожной станции Койниха, которая находится в поселке Линево. Как раз успели на электричку Черепаново - Новосибирск, на ней доехали обратно. Проезд до Сеятеля - 59 рублей, до Новосибирск-Главного - 79 рублей.

К вечеру испортилась погода, пошел проливной дождь и ничего не осталось от той солнечной погоды, которая была с нами на Беловском водопаде.

Большое спасибо Даше за фотографии!

1. Особый шик (в дополнение к кулакам) рассказам Тимона придавало упоминание, что его отец работает на кладбище. Сразу стало понятно, что с Тимоном лучше не шутить :)

Ну и, конечно, мы-таки не упустили возможности провести экопросветительскую пятиминутку!