четверг, 2 августа 2018 г.

БАГДАРИН

Как я уже писал в предыдущем посте, в Баунт мы выехали через  два дня после снятия режима ЧС в Баунтовском районе, когда в результате ливневых дождей размыло дорогу до районного центра. Потом дорогу восстановили, и мы по плану выехали в Багдарин. 

От Улан-Удэ до Багдарина ходит маршрут, раньше был микроавтобус, а когда мы поехали, почему-то был ПАЗик. Пазик! - а ехать 13 часов по плохой дороге... Отходит от УУ он в 7 утра, а прибыли в Багдарин мы в 8 вечера. Самое печальное еще то, что именно на этом направлении какой-то бардак с размещением в автобусе - мы купили билеты на сайте biletavto.ru , на самих билетах указаны места, а оказалось, что это НИ-ЧЕ-ГО  не значит - нужно приходить заранее и занимать места. Зачем на билете указывать места, почему не садятся люди согласно купленным билетам - это все осталось для нас загадкой. Кроме того, за каждую сумку нужно оплачивать 200 рублей. Так как у нас много оборудования с собой, то пришлось оплачивать за четыре багажных места. Итого, по 2000 рублей с человека выходит поездка до Багдарина.  

Приехали на стационар, разместились. Когда-то я был ответственным за этот стационар и более или менее часто приходилось ездить в Багдарин. А теперь вот уже много лет не был. Особо ничего не изменилось, разве что исчезла куда-то вся посуда со стационара)) 

А Багдарин все такой же - в глаза бросаются сразу прямые улицы (поселок сразу строился как поселок, он не вырос из села, как Сосновоозерское, например), а глаза слепит от доломитовой крошки, которой они вымощены. 
Баунтовский район - это край добычи золота и нефрита, причем золотодобыча ведется здесь уже веками, а вот нефрит оказался востребованным только в 21 веке благодаря Кита., где он ценится выше золота и серебра. Но главным районным праздником, как выясняется, является здесь не День геолога, а День металлурга. Может, потому что геологи празднуют свой профессиональный праздник в апреле, а металлурги - летом? 
На главную площадь районного центра пришло действительно много людей. Население Багдарина - почти 5 тысяч человек. Пятая часть поселка точно была в это время на центральной площади. Я мало что знаю о шансоне, но кажется, приглашенные артисты были известными шансон-исполнителями из Москвы. 

Что еще изменилось в Багдарине за время, пока я не был здесь? Оказывается, здесь уже почти завершено строительство буддийского дацана. 
Первый камень был положен в фундамент в 2014 году, а через четыре года вот так выглядит здание первого буддийского храма в северном Баунте. 

В Багдарине  в 2006 году был построен еще православный храм Петра и Павла. 
Спасибо Дмтрию Шагжиеву, который нам провел экскурсию внутри этого храма. Это новое сооружение, без исторической ценности, но было очень интересно послушать о символике православных храмов, о составных его частях.  

Например, я узнал о ярусах иконостаса. Багдаринский храм небольшой, с тремя рядами иконостаса, а в в больших храмах бывает до пяти рядов: местный, праздничный, деисусный, пророческий и праотеческий.
Как я уже писал в предыдущем посте, в Забайкалье в этом году высокая вода, и река Багдарин, на которой стоит одноименный поселок, тоже поднялась. 
Помню, в 2011 году по этим бетонным плитам переходил на правый берег реки. Сейчас они разрушены и снесены течением.
Есть два моста через Багдаринку, новый и старый, в непосредственном соседстве друг с другом. 
Главной нашей целью была работа на озере Баунт, но в Багдарине мы тоже не теряли времени, решили посмотреть хромосомы у витимских популяций полевки Максимовича и восточноазиатской мыши. Пока ходил ставить и проверять ловушки, натолкнулся на местных старателей)) Подростки, моют золото в одном из небольших ручьев, впадающих в Багдаринку. 
Фото самих подростков выкладывать не буду, все-таки самостоятельное мытье золота запрещено законодательно, но выложу их мини-драгу. Вот до сих пор так, кустарно, моют золото в наших северных краях. Как мне сказали ребята, за день они намывают до одного грамма золота в самом хорошем раскладе. 
А кроме золота и храмов, главной достопримечательностью Багдарина была и остается Белая гора. Она даже дала название и поселку, и реке - по-эвенкийски "Белая гора" будет "Багда Урэ". 
Порадовало, что сейчас установили такие ограничительные ворота, чтобы не ездили грузовики, не разрушали Белую гору. 
Начинаем восхождение. По южному склону идет хорошая тропа. Гора действительно кажется белой из-за осадочной породы доломита. 
Южная часть поселка. Узкой змейкой уходит трасса в Романовку, а оттуда - в Читу и Улан-Удэ.
На Белой горе растут сосны - хотя вообще-то в этих северных местах в основном лиственничные леса. Сосна здесь скорее как реликтовое дерево. 
Это север поселка и дорога в сторону озера Баунт.
Чуть подальше от Белой горы - еще два каменных останца: "Палец" и "Львенок". Тоже живописные места, но в этот раз решил не спускаться до них, был там в 2011 году. 
У подножия горы собираются строить что-то вроде туристического визит-центра. Будет эвенкийский чум, вот поставили чичипкан (на фото он подальше, в виде буквы Л с перекладиной). Чичипкан - - это старинный  эвенкийский обряд прохождения через «небесные ворота», они делались из расщепленного ствола березы.  Прошедший через чичипкан человек считается очищенным от грехов и болезней прошлого года. Согласно традиции, через чичипкан члены эвенкийских семейств проходят вместе со своими оленями, чтобы год был удачным.
В Багдарине прожили еще несколько дней, собрали материал по местным зверюшкам. До Романовки едем с Ириной Васильевной вместе, а потом она едет до Читы, откуда у нее поезд во Владивосток, а я пересаживаюсь на другой автобус, еду до Сосновоозерска, и оттуда в Улан-Удэ. 
В Сосновке удалось встретиться с академгородско-еравнинскими друзьями, Олегом и Андреем Марковыми, наесться бууз у них дома  и довольным ехать дальше в Улан-Удэ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий