Сначала немного сухой информации. Расстояние от Улан-Удэ до Танхоя - 250 км. Визит-центр "Байкал заповедный" находится в 2 км к северу от Танхоя. Если ехать из Улан-Удэ в сторону Иркутска, нужно свернуть направо немного не доезжая до Танхоя - будет указатель.
Работает визит-центр до 17.00, выходной день - понедельник. Но мой совет - обязательно сначала нужно позвонить или написать туда предварительно. Посетителей не очень много, расписание работы может меняться. Мы туда сначала заехали по пути в Тункинский район, и в музее не было света, пришлось заехать на обратном пути снова - потому что здесь очень много интерактивных штучек, которые не имеют смысла, если нет электричества. Номера телефонов: +79503850062, +79503850079, +79243930146 или электронная почта visitbaikalzap@gmail.com.
Вход стоит 150 рублей. Летом прошлого года было дороже, сейчас цену понизили.
Внутри визит-центр выполнен в основном в белом цвете, имитирующем глыбы льда на Байкале.
Как я уже упомянул, в визит-центре все напичкано интерактивными и мультимедийными штучками. Картами, фотографиями, видеофайлами можно управлять, пролистывать, увеличивать масштаб - развлекаться в полную силу.
Очень отличается этот музей от традиционных тем, что он очень хорошо освещен. Солнечный свет проникает через огромные окна размером почти со всю стену. Через эти окна можно любоваться панорамой Байкала, если смотреть в западную сторону, а можно и горами Хамар-Дабана, если смотреть на восток.
В музее можно узнать, конечно, о флоре и фауне Байкала. Но только птицы и млекопитающие представлены здесь не чучелами, а хорошо сделанными копиями из пластика. Выглядят они очень естественно, если не приглядываться, то можно даже разницу и не заметить)
Больше всего мне в этом интерактивном музее понравилась большая модель Байкала с пунктом управления на дисплее.
С помощью этого центра управления можно менять самую разную информацию, отображающуюся на самой модели. Например, можно нажать "Слить Байкал" - и вода начнет постепенно уменьшаться, обнажая подводные хребты и котловины - и все эти географические объекты сразу подписываются на карте. Или, наоборот, "Наполнить Байкал" - и тогда вода начинает поступать в Байкальскую котловину, а параллельно отображается информация об объеме воды, поступившей в Байкал в сравнении с другими большими озерами планеты.
Можно рассмотреть многообразие жизни на разных глубинах Байкала - постепенно опускаясь вместе с этой интерактивной моделью на самое дно озера.
В целом, в визит-центре очень много обучающих элементов. Даже взрослым здесь интересно бродить и нажимать всякие кнопочки, не говоря уже о школьниках.
Второй зал музея называется "Заповедная Россия".
Он совершенно небольшой, там просто комната, в которой демонстрируются фильмы об особо охраняемых природных территориях нашей страны.
Эти мягкие подушки имитируют камни, на них очень удобно сидеть и лежать во время просмотра фильма.
Для детей в музее предусмотрен вообще отдельный уголок, где для них проводятся лекции и игры.
Еще здесь имеется фитобар, но ни летом, ни сейчас он не работал. Все еще в стадии разработки)
Утомились от мультимедийных презентаций и обилия информации? Можно выйти на свежий воздух и посозерцать Байкал.
Так выглядит визит-центр, если смотреть со стороны Байкала.
Три нерпочки. Очередное место для веселых фотосессий.
Еще недалеко от визит-центра находится буддийская ступа. Совершенно новая тоже, меньше года ей.
Ладно, возвращаемся в музей. Еще есть третий зал, который посвящен экспозиции деятельности человека на Байкале.
В этом зале еще больше интерактивной составляющей, потому что каждый экран включается только при использовании специальной карточки. Летом эту карточку давали бесплатно, она входила в стоимость билета, а теперь ее нужно приобретать за 450 рублей. Обратно ее возвращать не надо, она кагбе насовсем. Но мы покупать ее не стали.
Этот зал функционирует теперь как квест для школьников. Дети приходят, получают информацию о правильном поведении на Байкале, получают баллы за прохождение испытаний и потом в конце получают оценку типа "ответственный житель Байкала" или "бесполезный турист".
Чтобы сделать селфи на таком автомате, тоже нужна карта.
Но мест для того, чтобы сделать смешные фотографии, в музее предостаточно.
Идем далее. Кроме основной экспозиции, в визит-центре еще работает соболятник и экспозиция "Порт Танхой". В соболятнике живет парочка баргузинских соболей "Тучка" и "Гром".
К сожалению, чаще всего они сидят у себя в домике и к посетителям не выходят. Приложу немного фотографий из другого блога, авторам которого повезло побольше, чем нам.
И завершает знакомство с визит-центром экспозиция, посвященная Байкальской ледовой переправе и порту Танхой. Тоже очень насыщенная и интересная экспозиция, рассказывающая о славной истории Транссибирской магистрали. Открыта она была в 2017 году, спустя сто лет после того, как перестала работать переправа. Учитывая, что о достижениях инженерной мысли царского времени в наших учебниках не принято было вообще упоминать, об истории Транссиба нам, выросшим в 20 веке, мало что известно. Сто лет Байкальская переправа оставалась в тени забвения, а ведь этот грандиозный государственный проект не только связал воедино Транссибирскую магистраль, но и обеспечил нашей стране возможность отстоять свои завоевания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Если бы у России в 1900–1905 годах не было Байкальской паромной железнодорожной переправы, то география страны могла быть сегодня совершенно иной.
А в советское время все забылось. С сайта визит-центра: "Выдающиеся личности, так или иначе связанные с Байкальской переправой, были забыты в своей стране. Министр путей сообщения М. И. Хилков был исключен из Большой Советской энциклопедии, творчество художника-аквалериста Пясецкого не изучали в художественных вузах, деятельность инженера Боткина не известна специалистам, а лежащий в руинах порт Танхой не заслужил даже простой мемориальной таблички".
В центре экспозиции находится историческая диорама порта Танхой, выполненная в масштабе 1:87. Макет включает в себя летнюю и зимнюю пристани, комплекс зданий и сооружений, фигурки военнослужащих русской армии и работников переправы.
К зимней пристани пришвартован ледокол «Байкал», из которого маневровый паровоз выкатывает вагоны.
Диорама воспроизводит один из последних дней навигации 1904 года.
Снова немного истории (с сайта переправы). При строительстве Транссиба основное и труднопреодолимое препятствие затаилось в самом центре Сибири, и этой преградой стал Байкал. Железнодорожные пути подошли к его берегам с запада и востока. Маршрут вокруг Байкала стал наиболее сложным и дорогим участком Транссибирской магистрали. Предстояло построить 33 тоннеля, множество мостов, подпорных стен, виадуков и акведуков. Строительство Кругобайкальского участка должно было закончиться в 1905 году.
17 июня 1899 года состоялся торжественный спуск на воду парома-ледокола, получившего имя «Байкал». Ледокол мог брать на борт 200 пассажиров и 850 тонн трюмного груза. В военное время на нём перевозили 2500 человек и 250 лошадей. Судно обслуживалось командой до 200 человек!
Главным портом переправы стал порт Байкал в устье Ангары. Рейсы совершались в три пункта: Переёмную, Мишиху и Мысовую. После постройки в 1903 году порта Танхой, путь стал значительно короче, а пристань удобнее, чем в Мысовой. Расстояние от порта Байкал до порта Танхой ледокол проходил за 2,5 часа, в обратном направлении – за 2 часа 55 минут.
Пристань в Танхое на восточном берегу стала основной, именно с ней связывалась вся деятельность переправы. Вступившая в строй Байкальская паромная переправа быстро превратилась в отлично отлаженное предприятие, из года в год наращивающее темпы перевозок. Во время Русско-японской войны переправа приобрела стратегическое значение: она являлась единственной связкой Сибирской магистрали и определяла пропускную способность всех железных дорог Транссиба.
Байкальская переправа прекратила существование в 1918 году после гибели в огне гражданской войны ледокола «Байкал». В настоящее время порт в Танхое не существует. От маяка сохранился лишь каменный фундамент, сооружения старинной паромной переправы продолжают разрушаться. Возможно, что в будущем благодаря усилиям сотрудников визит-центра Байкальского заповедника сооружения переправы будут воссозданы не только на диораме внутри музея, а в первоначальном виде.
Вот такой вот визит-центр открылся год назад в Танхое. Кстати, в августе именно здесь проводил совещание по Байкалу В.В. Путин. И еще один факт. В визит-центре шикарный выбор сувениров, посвященных Байкалу. Большинство сувениров не увидишь в магазинах Улан-Удэ или Иркутска, потому что они сделаны по заказу Байкальского заповедника.
И еще отмечу, что в поселок Танхой следует посетить не только из-за этого визит-центра. Тут еще есть замечательные эколого-просветительские тропы "Кедровая аллея", "Верховое болото" - я писал о них здесь, еще от Танхоя начинается маршрут на водопады Осиновки и на Медвежий Угол. В общем, есть тут чем заняться полные выходные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий