В августе в Волгограде проходило заседание Госсовета "О развитии внутренних водных путей" где В.В.П. признал, что в России водный транспорт медленно умирает. Река Селенга - наглядный пример этого явления. Люди, которые жили в Улан-Удэ в советское время, рассказывают, что раньше по Селенге ходили суда, речные трамвайчики, можно было добраться даже до Новоселенгинска по воде. Сейчас от всего этого только воспоминания, на месте большого судостроительного завода теперь ТРЦ "Пионер", а о том, чтобы вернуть на Селенгу туристические и пассажирские суда остается только мечтать, ведь это очень здорово - увидеть привычные места, города и поселки с воды!
Очень радует, что в последние годы появилось много предложений по сплавам по рекам Бурятии на катамаранах и плотах. Увидел у Яши Сукнева на странице объявление о еженедельных сплавах на катамаране по Селенге и записался с коллегами по школе на сплав в начале июля.
Старт сплава обозначен от местности "Омулевка" (скала "Спящий Лев") в Тарбагатайском районе, а финиш находится в местности "Тологой", сразу за мостом с "Оленями". Хотя маршрут не такой уж длинный, 27 с половиной километров, но преодолели мы это расстояние более, чем за 6 часов - Селенга течет очень медленно, протекает через красивые места, и мы особо не налегали на весла, просто наслаждаясь живописными видами и хорошей погодой.
Селенга - это самый крупный приток Байкала, от Улан-Удэ до Байкала 150 км, а общая протяженность реки 1024 км. Здесь, в нижнем течении Селенга образует много островов и проток, на обоих берегах находятся заросли тальника или красивые скальники.
Села, находящиеся на обоих берегах, - это обычно достаточно старые села, в большинстве их них живут старообрядцы и их потомки. Например, на фото ниже мы проезжаем мимо села Кордон. В местности, где находится нынешнее село, в XIX веке существовал пересыльный пункт для перевода арестантов, имевший название Кордон. К началу XX века здесь была заимка Луг тарбагатайских крестьян Гордеевых. В начале 1920-х годов сюда, на правый берег Селенги, стали переселяться семейские из Тарбагатая, Десятникова, Бурнашева и других сёл. В 1930-х годах через село прошла железнодорожная линия Улан-Удэ — Наушки и близ Кардона был построен мост через Селенгу (его на фото тоже видно). Ввиду отчуждения земель под строительство железной дороги, часть жителей села была переселена в село Солонцы - ныне это центр сельского поселения "Шалутское".
Спустя несколько часов после старта показался и автомобильный мост через Селенгу. На скалистом возвышении левого берега стоят знаменитые "Олени" - скульптурная композиция, изготовленная Геннадием Васильевым.
Скульптура двух оленей была установлена в 1986 году, а в этом, 2016 году ее отреставрировали. Писал про маршрут до Оленей и на Стоянку Гэсэра раньше, ЗДЕСЬ.
Сразу после прохождения под Селенгинским мостом и состоялся финиш нашего сплава.
Вывод очевидный - Селенга одна из самых красивых рек в Сибири, а возможно и в России, в этом я убедился снова. Сплавы на катамаранах не требуют хорошей физической и технической подготовки, и доступны и детям, и пенсионерам (в нашей группе были и те, и другие). Всем рекомендую!
За фото спасибо участникам сплава)
Комментариев нет:
Отправить комментарий