воскресенье, 21 августа 2016 г.

ЭКСПЕДИЦИЯ В ДЕЛЬТУ СЕЛЕНГИ - КАБАНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЗАКАЗНИК

Из Баргузинского заповедника переместился в августе работать в Байкальский заповедник. Не на основную территорию его, а в Кабанский республиканский заказник - на острова дельты реки Селенга. Кабанский заказник был организован в 1974 году, а в 1985 году он был передан в управление Байкальскому биосферному заповеднику. Особо охраняемой территория дельты Селенги является по многим причинам - это одна из самых больших пресноводных дельт в мире, уникальные водно-болотные экосистемы, место массовых скоплений водоплавающих птиц в период размножения, линьки и сезонных миграций. Моей же задачей было экспресс-оценка сообществ мелких млекопитающих островных экосистем - после исследований Юрия Геннадьевича Швецова  (1960-1970е гг.) тут никто и не работал по сообществам. Интересно оценить, что изменилось за эти десятилетия, какие виды исчезли, появились, расселились или сократили численность, особенно учитывая флуктуации уровня Байкала и Селенги в 20 и 21 веках. 

Заброска на кордон "Протока Средняя" осуществляется на водном транспорте Байкальского заповедника. Пирс находится в деревне Мурзино Кабанского района. Оттуда до Кордона 22 км, лодка идет 30-40 минут. Дельта Селенги образует множество проток и островов, но инспектора, безусловно, в этом многообразии замечательно ориентируются. На карте внизу указан маршрут от Мурзино до Кордона - сначала по протоке Галутай, потом по Адуновской до ее слияния со Средней протокой. Сам кордон находится как раз на протоке Средняя, или Среднее Устье. 
Вот так выглядит кордон. Все эти инспекторские и туристические домики были построены в последние несколько лет. 
В Кабанском заказнике активно развивается орнитологичский туризм, сюда часто приезжают "бёрд-вотчеры" (bird-watchers) со всего мира, стремящиеся понаблюдать за 300 видами птиц, отмеченных в дельте Селенги.

Помню, как на кордоне Давша (Баргузинский заповедник) приходилось экономить электроэнергию, особенно в пасмурные дни - аккумуляторов солнечных батарей там не так много. А здесь много солнечных батарей и еще работает ветровая установка - можно не экономить свет. На кордоне условия райские - есть холодильник, телевизор, баня с насосом, душем и водонагревателем (!) и другие прибамбасы, более характерные для городской квартиры, чем для заповедного кордона=)   
Вот так выглядят лугово-болотные угодья в окрестностях кордона.

Жил я в такой вот комнате с двухъярусными кроватями. До меня здесь была экологическая смена школьников, недавно уехали, а сейчас на кордоне только двое инспекторов и я. 
Как я уже говорил, много планов у заповедника связано с развитием орнитологических исследований и орнитологического туризма. Вот, например, недавно построена такая вот тропа к наблюдательной вышке.
Тропа приводит к коридору, сделанному из ивовых прутьев. Через щели в стенах и потолке можно наблюдать за птицами - они не видят наблюдателя и ведут себя естественно. 
Коридор приводит к собственно вышке для наблюдений за птицами.
В первый день прошелся по основным ландшафтам в окрестностях. Основные ландшафты на самом деле громко сказано - здесь разнообразия биотопов не наблюдается, большей частью заливные осоковые и хвощовые луга, болота, перемежающиеся с ивовыми зарослями на более возвышенных местах. Раскидал живоловки, сразу попер зверь - в первые же часы начали отлавливаться полевки Максимовича и бурозубки. 

В среду приехали на кордон туристы из Швейцарии, те самые "берд-вотчеры". Мне выпала возможность покататься с ними по всем протокам заказника. 
Сначала по протоке Средней пошли в сторону собственно Байкала.
Как и любая крупная река, Селенга в месте своего впадения в озеро образует мощные песчаные наносы. Они образуют кое-где большие острова из песка. Выглядит очень красиво. 





Некоторое время после островов шли уже не по протокам, а по собственно Байкалу. Но недолго - снова зашли в дельту.
А вот так выглядит второй кордон заказника. Он находится на протоке Колпиная.
На этом кордоне уже никаких туристических домиков нет, но все равно выглядит кордон очень симпатично. 
Живет на кордоне сторож по имени Александр. За то короткое время, которое мы успели пообщаться с ним, нам удалось узнать многое о его интересной жизни. Бывший военный топограф, коренной ленинградец, навсегда влюбившийся в Бурятию и не захотевший переезжать отсюда посл выхода на пенсию, Председатель Республиканского общества охотника, отличный таксидермист (долгое время работал в Музее природы Бурятии), сейчас с удовольствием живет и работает на кордоне. У него лежит определитель птиц СССР (старинный, под авторством Бёме), он наблюдает даже за мелкими воробьиными, ведет полевые и охотничьи дневники, увлеченно рассказывает о повадках птиц и зверей - в общем, удивительный и незаурядный человек.  
После протоки Колпиной еще покатили на юг, почти до села Красный Яр. После этого еще завернули на гнездовую вышку, где раньше гнездился орлан-белохвост. Еще в прошлом году здесь работала уникальная онлайн-трансляция, и любой пользователь Интернета мог наблюдать за гнездовой  жизнью этого редкого хищника. Сейчас орланы выбрали для гнездования другое место, и трансляция сейчас не работает, к сожалению. Вышку посмотрели, но орланов наблюдали не на ней, а только парящими в воздухе над нами. Целых три особи одновременно удалось увидеть! 

Получилось так, что за весь день мы накатали 80 км и посмотрели практически всю территорию заказника. 
Кроме научных исследований, передо мной стояла еще одна важная задача во время пребывания в Кабанском заказнике. Дело в том, что до поднятия уровня Байкала (вместе со строительством Иркутской ГЭС на Ангаре) здесь, прямо на островах, было несколько бурятских улусов, работал даже сельсовет и начальная школа в улусе Часовено. А на острове, на котором располагается сейчас кордон, до 1954 года находился улус Среднее Устье. Мои бабушка и дедушка родились и выросли здесь, мой отец родился тоже здесь. В 1954 году всех жителей островов с дельты Селенги переселили в другие места. Одним из переселенческих сел стало село Истомино, находящееся в 25 км к югу от Среднего Устья, уже в притеррасной части дельты Селенги. 

Так вот, получилось так, что я вернулся на места, где родились все мои предки. Большая часть мест, где стояли дома, сейчас находится под водой. Полностью под водой сейчас бывшее Часовено - самый большой улус был в то время. 

А вот так выглядит место, где находился раньше улус Среднее Устье. 
Кое-где можно найти остатки домов и хозяйственных построек. От заборов уже давно ничего не осталось - на островах нет леса, потому заборы делали просто из тальника, а не из досок. 
А вот самое интересное, что удалось найти на месте Среднего Устья. Это старый колодец, за столько лет уже почти полностью вытолкнутый из земли. 
Этот дом - самый сохранившийся из всех на месте бывшего улуса.
На карте обозначил Кордон и место, где находился улус Среднее устье - 2 километра от кордона. Точкой "Конец" обозначил место, до куда можно добраться в резиновых ботах - далее на восток уровень воды становится уже выше пояса. 
Рядом с Кордоном находится еще одна искусственная гнездовая вышка для орлана. Ее построили в надежде, что птицы устроят свое гнездовье на ней, но орланы выбрали другое место. 
Я нигде более не видел столько водоплавающих птиц, как в дельте Селенги! Кряквы, чирки, журавли, цапли, бакланы, чайки, крачки - и все летают стаями по несколько десятков и сотен особей. Инспектора говорят, что это еще небольшие стаи - 10 сентября открывается сезон охоты на пернатую дичь, и постепенно утки скапливаются на территории заказника - потому что здесь всякая охота запрещена, и птицы как будто это осознают. Численность водоплавающих птиц в сентябре здесь очень высокая. 

На островах и моих объектов много. Но видовое разнообразие невысоко - полностью отсутствуют лесные виды (типа красных и красно-серых полевок, восточноазиатских мышей, которые просто забивают ловушки в десятке километрах дальше дельты, в лесах и лесостепях). Здесь ловушки реально забивает полевка Максимовича. А сегодня в ловушку залез детеныш ласки. Ласка - это самый маленький представитель хищных. У нее вытянутое узкое тело, благодаря которому она может залезать в поисках добычи в мышиные норы. В мои ловушки ласка залезает также из-за мышиного запаха. Пофотографировал звереныша и отпустил.  
 

 

2 комментария:

  1. Удивительно и хорошо. Поработал и на родине предков побывал. Впервые?

    ОтветитьУдалить
  2. Очень трогательно посмотреть на места наших предков, фото обязательно покажу маме, которая родилась в Часовено...
    А моя дипломная работа в универе была как раз по Кабанскому заказнику)))
    Спс за интересные заметки - Елена

    ОтветитьУдалить