среда, 22 мая 2013 г.

ТАДЖИКИСТАН: ХОРОГ

Вчера вечером прокололи колесо, из-за этого до места стоянки всех дальнобойщиков добрались поздно, около одиннадцати вечера. Водитель ночевал в кабине, а я ни улице, здесь еще тепло, выше в горах будет холодно. Я расстелил спальник на топчане возле ручья, и сначала не мог уснуть из-за шума журчащей воды.

Утром водитель объявил, что дальше не поедет, сутки будет ждать напарника. Снова вышел на тракт, простоял час, но не смог ничего поймать. Делать было нечего, пришлось ехать на такси, заплатил 120 сомонов. Ехали на Pajero от того места до Хорога примерно семь часов, довольно быстро (на грузовике я бы ехал сутки).
Со мной рядом на заднем сиденье ехал мужчина лет 50-ти, хорошо говорящий по-русски. Спрашивал о моих впечатлениях от Таджикистана, ну я и сказал, что все нравится, кроме всеобщей коррумпированности силовых структур. Он очень сильно оскорбился, даже некоторое время не разговаривал вообще со мной. Только потом я узнал, что он работает в таджикском КГБ, и ему это было неприятно услышать. Нехай, пусть знает.
Другого попутчика звали Амид, и он работает по каким-то проектам в Афганистане. Он пригласил меня к себе домой, даже не рассматривая вариант проживания в гостинице. У него большая семья: жена, трое детей, отец и брат.
Я заметил, что в Хороге люди гораздо более образованны, чем в остальной части Таджикистана. Это связано с тем, что в развитие Горного Бадахшана много сил вкладывает Ага-хан (о нем позже). Так вот, высокий уровень образования местных жителей я сразу заметил по семье Амида. Его отец говорит на русском почти без акцента, и он многое мне рассказал об истории Памира и народов его населяющих. Дети Амида учатся в русской школе, и дома у них очень много обучающих книг и компьютерных программ на русском или английском языках.
Теперь об Ага-хане. Жители Памира отличаются от таджиков не только языком и обычаями. Памирцы – не мусульмане, а исмаиляне. Исмаилизм – это смесь ислама с древними арийскими верованиями. Самое интересное то, что в исмаилизме Бог – это реальный, живой человек, памирцы называют его Ага-ханом. На Памир он почти не приезжает, живет в Швейцарии, но постоянно финансово помогает жителям. Из-за того, что в основе исмаилизма лежала и зороастрийская религия, традиционные дома памирцев в центре всегда имеют место для священного огня.

Хорог лежит в непосредственной близости от Афганстана, на базаре здесь можно встретить афганских торговцев. По субботам открывается очень большой афганский рынок. Там, у афганцев, я смог раздобыть несколько афганских монеток для брата. Думаю, будут раритетными.
Дальше мой путь лежит на Мургаб – самый высокогорный город на территории бывшего Советского Союза. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий