воскресенье, 28 апреля 2013 г.

ПО ИРАНУ. БЕНДЕР-АББАС, ОСТРОВ КЕШМ И ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ

Когда я был ребенком, я, как и многие, зачитывался книгами Жюля Верна и мечтал о дальних морях и океанах. Сейчас я уверен – мечты сбываются, если направленно идти к их осуществлению. Прошло пять лет с тех пор, как я впервые в жизни побывал на море (Балтийское в Питере), а теперь я могу сказать, что искупался в морях всех четырех океанов. Это Атлантический (Балтийское в Санкт-Петербурге, Черное в Адлере, Грузии, Абхазии и Турции, Средиземное в Турции), Тихий (Желтое в Китае, Японское во Владивостоке и собственно Тихий океан в Сан-Франциско),  Северный Ледовитый (Белое в Северодвинске) и, наконец, Индийский. Я вчера сидел в порту Бендер-Аббаса, вспоминал прошедшие два насыщенных дня и прощался с океаном. Надеюсь, что ненадолго.

В Бендер-Аббасе у меня было несколько адресов, где остановиться на вписку. Договорился с одним из каучсерферов по имени Омид. Он живет недалеко от центра города, и у него совсем не было времени на меня – начинался рабочий день. Он просто оставил мне  запасные ключи от квартиры и уехал на работу. Я привел себя в порядок, зарядил свои гаджеты и отправился гулять по городу, с намерением найти пляж – в Бендер-Аббасе, особенно по сравнению с Ширазом, Йаздом и Исфаханом мало достопримечательностей, памятников старины или красивых дворцов и храмов. Зато есть море. Гуляю по городу, и тут звонок от Саджада. Я планировал остановиться у него в Тегеране, но он был в отъезде, и я останавливался у Саруша.  А тут Саджад оказался как раз в Бендер-Аббасе, и планировал в этот день уезжать в Тегеран. Узнав, что я тоже в этом городе, он предложил ехать на следующий день вместе в Тегеран, а сегодня присоединиться к нему и ехать на остров Кешм. Это был идеальный вариант – я читал про острова Персидского залива Кешм, Киш и Ормуз, но не представлял особо как до туда добраться. Саджад и его друг Али были на машине, мы втроем добрались до пристани, оттуда пересели на корабль до острова. Проезд в одну сторону стоит примерно 2 доллара, судно идет чуть больше часа.          На острове Кешм находится большой город с одноименным названием. Население его около 120 тысяч человек.

Вода в океане была фантастически приятной. Она не слишком соленая, чистая, почти прозрачная, и теплая. Вообще-то в Иране женщины или не купаются вообще, или где-нибудь в совсем уединенном месте. Но на этих островах более свободные нравы, и мы видели несколько девушек на пляже. Хотя они не купались, а просто бродили по песку.

День прошел очень быстро;  я купался, разглядывал и фотографировал морских удивительных обитателей – рыб, крабов, моллюсков, многощетинковых червей и иглокожих, загорал и снова купался. После пяти вечера начался прилив, и через часа два уже весь песчаный пляж оказался под водой. Мы поехали в сторону пристани, и там нас ждало известие о том, что возле Бендер-Аббаса сильный ветер, и корабль может не прийти на остров. Началось ожидание изменения ветра и, соответственно, позитивных новостей о приходе кораблся. Мы смогли вернуться в Бендер-Аббас только в одиннадцать вечера. Ехать до Омида мне было уже поздно, и Али предложил ехать к нему, тем более, что его мама приготовила замечательный ужин.

Али 28 лет, он не женат и живет с родителями, что в принципе характерно для Ирана. И еще есть одна вещь, которая тоже, к сожалению, не так уж редка для иранцев его возраста. Алкоголь запрещен в Иране, и молодежь ищет отдушину в наркотиках. Наркомания здесь очень распространена, и Али уже год употребляет наркотики (пока гашиш и другие так называемые «легкие» наркотики). Как рассказал Саджад, его вызвали в Бендер-Аббас родители Али, чтобы Саджад поговорил с ним, отвлек его. Я не особо расспрашивал подробности, но понял, что Саджаду не удалось уговорить Али бросить наркотики. После ужина (действительно вкусного) тот заперся в туалете и, вероятно, снова нюхал гашиш.

Утром мы купили билеты на поезд в Тегеран, он отходил в три часа дня. У меня оставалось время съездить до Омида и забрать свои вещи. Он снова был на работе и сказал просто оставить ключи под половиком. Вот так вот. В Иране вообще безопасно, даже в портовом городе Бендер-Аббас. Воровства почти нет, и люди очень доверяют друг другу. Конечно, весь мир укоряет Иран из-за ограничений свободы слова, многочисленных запретов, ядерного оружия и публичных казней. Но есть очевидный факт – в Иране безопасно ходить по многолюдному базару, не проверяя наличие своего кошелька и не озираясь поминутно. Тут безопаснее, чем в России. По крайней мере, туристу. Жить здесь, конечно, тяжелее, чем в России – постоянная инфляция, международная изоляция, запреты на западную музыку и кино да и многие другие вещи.

Сев в иранский поезд, я снова почувствовал небольшую обиду за свою страну. Почему Иран, с нашей точки зрения страна третьего мира, может позволить себе такие поезда – все вагоны купейные, с конциционерами и электророзетками, туалеты не закрываются на время санитарных зон и стоянок, потому что под унитазом находится специальный контейнер, как в самолетах, который потом просто снимается и выбрасывается. Но главное – цена! Проезд от Бендер-Аббаса до Тегерана в таком вагоне (аналог наших купейных) стоит 550 рублей! А это 1500 км, как от Улан-Удэ до Красноярска. У нас стоимость проезда будет в 4-5 раз выше.

Сейчас купил билет на очередной поезд, TransAsia Express, он раньше ходил по маршруту Тегеран – Стамбул, а теперь Тегеран – Анкара, потому что между Стамбулом и Анкарой уже который год перестраивают железнодорожные пути, и поезда не ходят. Снова сравните – ехать трое суток, причем половину пути едешь в одном поезде (иранском), потом всех пассажиров пересаживают на корабль, пять часов на корабле через озеро Ван, потом снова в поезд, уже турецкий. И все это стоит 1200 рублей. Отправление через два часа. Завтра я буду на границе, и попрощаюсь с Ираном. Впереди Турция и постепенное возвращение домой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий