На учеты сурков и поиски скальных полевок я отправился вместе с Вадимом Козулиным - он писал дипломную работу под моим руководством, а сейчас учится в аспирантуре БГУ и работает научным сотрудником в Заповедном Подлеморье. Вообще, экспедиция сначала предполагалась комплексная, должна была быть еще Бухарова Евгения Васильевна с аспирантом (ботаники), Ананин Александр Афанасьевич и его студент (орнитологи) и мы с Вадимом - териологи. Но из-за того, что катер в Давшу пошел с пятидневным опозданием, ботаники уже не смогли пойти в горы, а орнитологи ушли раньше. Мы с Вадимом должны были их догнать через два дня.
Переночевали в инспекторском домике, и в семь утра 18 июля стартовали. От Давши 3,5 километра на грузовике нас довез инспектор Сергей Зверьков. Сильно груженые - с нами ведь кроме спальников и палаток, еще и продукты на две недели, ловушки на полевок и другое полевое оборудование, а у Вадима еще и ружье с собой - по тайге шарятся не только зоологи, но и медведи. В первые сутки сделали марш-бросок по реке Давше протяженностью в 26 км и подъемом высот в тысячу метров.
В каждом зимовье заповедника обязательно лежит журнала учета посещаемости его. Трудно привыкнуть к тому, что здесь из людей бывают только инспектора и изредка научные сотрудники - туристов и браконьеров здесь практически нет.
Записались в этот журнал и мы.
Дорога от Давши до первого зимовья (12,7 км) заняла у нас два часа, а от первого до второго (6,2 км) дошли за 2 часа 20 минут - тропа становится немного тяжелее - сразу после первого зимовья начинаются верховые сфагновые и зеленомошные болота с голубикой, багульником болотным и клюквой. Потом начинается постепенный набор высоты, после сосняков брусничных появляются смешанные и еловые леса с баданом. Периодически переходим с одного берега Давши на другой - от первого до второго зимовья тропа пересекает один мост, а от второго до третьего - четыре моста. Вот так выглядит Давша в среднем течении:
К часу дня вышли на второе зимовье. Таежные зимовья классные, в них всегда свой дух и у каждого своя история. Это зимовье было построено уже много десятилетий назад, в 50-х годах. Пообедали, отдохнули и двинули дальше. Рюкзак Вадима периодически влезает в кадр=)
А вот тропа до III Давшинского зимовья становится сложнее: подъемы, периодически нагромождения камней и завалы деревьев. Расстояние от второго зимовья до третьего всего в 7 километров мы прошли за 4 часа, то есть средняя скорость прохождения этого участка у нас была меньше 2 км/ч.
В III Давшинском зимовье наша первая ночевка в этом маршруте. Ужинам, пьем чай, Вадим рассказывает историю, как в 90-е годы на инспекторов во время зимних маршрутных учетов в зимовье через окно напал медведь-шатун - прыгнул в окно, когда они сидели и пили чай, так же как мы. Дело было зимой, медведь был голодный и нашел свою смерть в зимовье - инспектора были вооружены и, конечно, застрелили непрошеного гостя. Вообще, медведи часто ломают окна и двери в зимовьях заповедника в поисках еды, но чтобы пытаться залезть в окно, когда в зимовье сидят люди - этому даже видавшие виды таежники удивляются.
Нам нужно догнать наших орнитологов - доктора Ананина и его студента. Утром по рации смогли выйти на связь, и узнали. что Александр Афанасьевич будет ждать нас на площадке "Ключ Жигуна" - это после перевала из долины Давши в долину Таркулика. Вышли в путь. Тропа все еще хорошо видимая, идет вдоль реки и постепенно набирает высоту. В самом верховье река уходит под землю, и на поверхности остаются только камни и шум журчащей воды внизу.
После того, как достигли истока Давши, начинается перевал. Высота его 1670 метров, забирались долго. А наградой после перевала служит великолепный вид на долину реки Таркулик. Эта река длиннее и полноводнее, чем Давша, впадает в Байкал в 11 км южнее ее (за мысом Валукан), и еще у Таркулика гораздо больше притоков, чем у Давши и, соответственно, гораздо шире и разрезаннее долина.
Ключ Жигуна - это наша первая площадка по учету черношапочных сурков. Эти площадки были открыты еще первым исследователем этого вида на Баргузинском хребте - Вячеславом Романовичем Жаровым (читал его автореферат, реально огромная работа была им проделана, он все аспекты биологии и экологии этого вида изучал, от питания до размножения). Потом на этих площадках учеты проводил Евгений Анатольевич Дарижапов, а сейчас вот Вадим должен прооводить. Сила и значимость научных исследований в заповедника в том, что они все мониторинговые, долговременные, и могут позволить рассмотреть явление в динамике нескольких десятилетий.
Сам ключ Жигуна - ручей, который впадает в Таркулик. Ключ назван по фамилии рабочего группы Жарова, который примерно в 1965-1966 гг. откололся от основной группы (они ушли на Правый Таркулик), свернул в другую сторону и открыл это место. Вот карта нашего маршрута.
Нашли лагерь Александра Афанасьевича, он здесь со студентом Николаем проводит учеты птиц. Они здесь уже осмотрели всю площадку, сурков нет ни одного. Новости не позитивные, конечно. Решили утром не теряя времени, идти дальше на вторую площадку - через перевал на следующую реку, Таламуш. Я поставил на всякий случай ловушки на пищух (хочу взять хоть от одного зверька ткани на анализ ДНК, чтобы узнать все-таки, здесь северная или алтайская пищуха живет - сведения противоречивые). Вот так выглядит площадка. Еще каких-то десять лет назад здесь можно было услышать пронзительный свист сурков, а сейчас только пищухи свистят да горные коньки.
Переход на следующую площадку закономерно совмещаем с учетами птиц, а учеты начинаются всегда на рассвете или даже до него. Потому встали рано, в 4.30 утра, я проверил давилки (пусто, никто не попался), и в 6 часов вышли. Впереди был целый день пути и несколько перевалов.
Сначала небольшой такой перевал до снежника.Рядом со снежником ключ бежит на юг - значит, еще бассейн Таркулика.
После снежника еще подъем, открываются изумительные по красоте виды - но это все еще бассейн Таркулика.
Там внизу течет Золотой Ключ, и он впадает в Таркулик. Золотым его вроде назвал Дарижапов, хотя сейчас уже мало кто не помнит, почему.
Мы спускались по той же тропе, которой пользуются северные олени - в заповеднике живет малочисленная дикая популяция этого вида. Вот отпечаток копыта на горной тропе.
Красотам Баргузинского хребта не перестаешь восхищаться.
Перевалили через еще один перевал, и оказались в бассейне Таламуша. Он в свою очередь, впадает в реку Большую.
На каменистых склонах этого озера находится вторая учетная площадка. Сурков здесь также не обнаружено.
Ну что делать, раз сурки исчезли отсюда, решили снова сэкономить время и идти дальше (вообще-то, если сурки есть, то мы должны как минимум два дня находиться на площадке и работать).
Во второй половине дня пошли дальше через еще один перевал, в сторону истока Таламуша. Третья площадка, "Пирамидка", находится в его правом истоке. Впереди были еще небольшие перевалы, блуждания в зарослях березы Миддендорфа и кедрового стланика. Уже ближке к вечеру, наконец, вышли к правому истоку Таркулика. Затаборились.
Площадка "Пирамидка" расположена вокруг озера, которое находится в каре между горами.
Озеро красивое, с чистой и ледяной водой.
Называется оно "Пирамидкой" из-за валуна, который торчит в его центре.Зато здесь тоже много пищух. Их называют еще сеноставками, потому что они строят вот такие вот стожки сена, запасают таким образом себе еду на голодную и долгую зиму. Саму пищуху сфотографировать не удалось.
Поставили наш палаточный лагерь в котловине. Ночь была очень холодная, даже зубы стучали от холода=)
Вот карта нашего маршрута за 20 июля, от бассейна Таркулика в бассейн Таламуша.
А вот карта наших перемещений за два дня, от третьего зимовья на Давше и "Пирамидки".
Комментариев нет:
Отправить комментарий