пятница, 12 августа 2011 г.

Баунт - Дикий Север

Постепенно начинаю "изменять" так полюбившейся мне за годы аспирантуры степной Еравне с ее соседом - таежным северным Баунтом;) В этом году провел три недели полевых исследований именно в этом районе, в Баунте. Золото и нефрит - главные богатства этого самого большого по площади, малонаселенного и необжитого района Бурятии. Я теперь ответственный за научный стационар нашего института в поселке Багдарин, и чувствую, что дорога в Баунт мне теперь предстоит частая=)  От Улан-Удэ можно добраться на маршрутке за 10-11 часов.
В этом году попал в Баунт уже в третий раз - в 2009 году строил туристкую тропу с ББТ и спелеоклубом "Долган" на Большом Хаптоне, в 2010 году был недолго на озере Баунт и на Верхней Ципе. В этом году у меня уже была запланирована длительная работа по обловам мелких млекопитающих в окрестностях Багдарина и в районе Горячего Ключа. 25 июля выехали из УУ, но до Багдарина доехали только на следующий день, останавливались на ночь в Сосновоозерске. Несколько дней помогал Люде Рудневой с обловами земноводных, благо, была наша институтская таблетка, мы смогли поездить по Малому Амалату, даже съездили в Монгой. Через несколько дней остался в Багдарине работать один, расставил ловушки, приступил к работе. Зверь шел как угорелый, работы хватало, еле успевал обрабатывать (я  взвешиваю, промеряю, вскрываю, определяю пол и возраст, беру печенку на ДНК, селезенку и красный костный мозг на хромосомы, черепа чтобы мерить и всякая другая садисткая работа). Так я проработал неделю, за это время смог просмотреть все фильмы на своем буке еще, обработать 80 гигабайт видео и фото с Пекина, прочитать несколько статей и начать писать свою.

А 4 августа я присоединился к экспедиции коллег из Новосибирска - Бочкарева Николая из Института систематики и экологии животных (как раз  с того института и с той лаборатории, где я в прошлом году проходил трехмесячную стажировку) и Катохина Алексея с Института цитологии и генетики. Маршрут был такой: с Багдарина на Горячий Ключ на уазике, потом на моторке по Ципе до порога Ворот и далее 68 км пешком до озер Капылюши и Орон. Планировали дойти до пункта назначения за три дня. Вышли в четверг, все шло по плану. Все шло по плану до момента, пока мы не отошли от реки Ципы и пошли по тропе. По собственной дурости мы увязли в большом болоте, пока вылезали из него, начало темнеть, и мы первую ночь провели просто на небольшом каменистом "пупырьке", потому что рядом была лужица с чистой водой. Хотя планировали дойти в первый день до озера Демьяда. 

На следующие дни мы уже таких ошибок старались не допускать, но очень часто тропа шла несколько километров просто по болоту, и если сверху идет дождь, и внизу в сапогах хлюпает вода - ощущение не из приятных. У коллеги обострились многие болячки, шли всего по 500 метров, потом отдыхали. Места проходили очень красивые и богатые, много грибов, ягод, зверья. Видели лосей, очень часто попадались следы медведей, маралов, кабанов.  В итоге, до озера Орон мы добрались только во вторник вместо запланированного воскресенья. На этом озере находится рыбацкая деревенька Окунево - раньше она была достаточно обжитой, а сейчас осталось 9-12 человек, эвенки и русские. Новосибирцы занимаются генетикой сиговых рыб, они начали работу сразу. У меня обловы тоже хорошие с тех мест, пока не знаю, кто именно, но серые полевки там должны быть интересными образцами. Впервые в моей практике в ловушку залезла ласка - мелкий зверек из куньих, она просто на запах мышей залезла и тоже попалась. Пофотографировал и отпустил. 

В Окунево хотя и живет народу раз-два и обчелся, но стоит таксофон на случай экстренной связи. В среду я решил позвонить домой, и узнал, что мне надо срочно возвращаться. Обратно мы планировали возвращаться на вездеходе, на АТС, а тут еще ко всему прочему после дождей поднялись реки, и вездехода можно было ожидать непонятно когда. Этот период непонятного ожидания и осознания собственного бессилия тянулся до субботы. В пятницу вечером Николай оправился (у него сильно болели суставы после пяти дней похода), и в субботу мы вышли обратно. Обратно шли гораздо быстрее: ни разу не было дождя, мы не плутали, и к тому же сами очень сильно торопились. Уже к понедельнику, то есть через два с половиной дня, мы вышли на Горячий Ключ! Там выяснилось, что уазик до Багдарина пойдет только через день, пришлось заселиться в пансионат и успокоиться на день. А на следующий день приехал глава администрации Баунтовского района и главный врач районной больницы (у них просто рабочая поездка была), и я напросился к ним. Добрался до Багдарина, потом весь следующий день добирался до Улан-Удэ, сначала до Романовки, потом до Сосновоозерска. Морально это были самые тяжелые полевые в моей экспедиционной жизни. Сейчас обрабатываю материал, будем надеяться, что результаты будут интересные с таких Богом забытых мест. 

А Баунт завораживает. Суровый и красивый край. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий